СОЧУВСТВИЕ И ПОНИМАНИЕ ЧУЖОГО ГОРЯ. Нужно утешить мир фальшивыми слезами.
(Герберт Збигнев) Беда никогда не приходит одна. С ней идут сочувствующие. (Михаил Мишин) Сочувствие ничего не стоит, но и грош ему цена. (Генри Уилер Шоу) Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе. (Марк Аврелий) О ком бы мы ни плакали, мы плачем о себе. (Эмиль Кроткий)
Каждый человек может понять только своё горе и никогда не будет испытывать те чувства, который испытывает его ближний, потерпевший какое-либо бедствие. Это так же трудно сделать, как трудно выполнить одну из заповедей Иисуса Христа – возлюбить ближнего своего как себя самого. Мы не понимаем, за что мы должны любить даже бога, а уж тем более своего соседа, да чего там соседа - своего супруга или ребёнка.
Как можно возлюбить убийцу, предателя, лентяя или лицемера? Это кажется нам абсурдным, мы с высоты своей «личности» можем только не понять или осудить оступившегося, указать на его ошибку и ещё посочувствовать. Понять же чужое горе можно тогда, когда сам испытал подобное, сам находился в такой же ситуации и был осуждён людьми или видел их сочувствие.
Что же такое сочувствие людей? Понимают ли они горе человека, которому сочувствуют и если они не в состоянии понять чужое горе, то зачем и для кого сочувствуют? Давайте отойдем от своих убеждений, они мешают размышлять разумно, они прибавляют эмоции и сбивают мысль с верного пути. Так вот, в сочувствии есть опять же эгоизм, то есть человек сочувствует для себя. К умершему мы, люди, идём всей улицей провожать его в последний путь, хотя вряд ли половина из них уважала его при жизни. Они могут, сочувствуя, поосуждать отошедшего в мир иной, а могут в душе порадоваться, что земля прибрала злодея, если он таковой. Но все вокруг будут видеть, что визуально они сочувствуют. Другие, наиболее близкие родственники, долго плачут, со словами «На кого ты нас покинул», то есть здесь не сочувствие, а страх перед новым днём и новыми трудностями, которые возникнут без этого человека. Есть также другие люди, которые в данной ситуации сочувствуют за компанию, то есть испытывают печаль, потому что все вокруг не веселятся. Возникает вопрос - как же себя ведёт человек, действительно испытывающий боль потери? И здесь нужно отметить, что совсем не обязательно, что это будет выражено какими-либо внешними проявлениями, то есть слезами, запоями или совершением необдуманных поступков. Понимать чужое горе нужно научить мозг.
Для этого вначале нужно научиться любить любого человека, как себя самого, признавать за ним все права, которые признаёшь за собой, независимо от его умственных качеств, количества денег или власти. Научитесь не раздражаться на людей по поводу и без повода. Признайте, что Вы не центр вселенной, а такой же человек, как и все, тогда Вы научитесь понимать чужое горе, даже когда Вы его не испытывали.
Возьмём ситуацию, когда Вам приходится сочувствовать другу, у которого не все благополучно складывается в каком-либо вопросе. Например, он не может найти работу. Какие действия будут говорить о том, что Вы понимаете его горе, а не просто изображаете печаль и грусть, для того чтобы продемонстрировать своё участие. Если Вы сами не можете дать ему работу, и у Вас нет знакомых, способных помочь в данной ситуации, то есть реальная помощь с вашей стороны исключена, тогда пониманием чужого горя можно будет считать лишь ваш совет, если он разумный. Разумным будет такой совет, который поможет вашему другу избавиться от мешающего ему стереотипа. Ведь чаще всего человек не хочет работать там, где он будет выглядеть не достаточно выгодно в Ваших глазах. Например, Вы – успешный бизнесмен, уверенно обеспечивающий себя, поэтому Ваш друг будет тоже стремиться стать таким же, чтобы быть достойным вашей дружбы. Ведь если он не найдёт место равное вашему, то лишится и вашей дружбы, так как станет невыгодным Вашему кругу человеком. Здесь наши рассуждения зайдут в тупик, так как имеется неравенство между людьми, как основа несправедливости. Как бы мы ни рассуждали дальше, наше сочувствие будет пустым звуком, близким равнодушию или лицемерной жалости. Поэтому здесь нам нужно договориться, что считать сочувствием, а что – ПОНИМАНИЕМ ЧУЖОГО ГОРЯ.
ПОНИМАНИЕМ ЧУЖОГО ГОРЯ, как абсолютное понятие, можно считать только искреннее действенное участие в несчастье или беде другого человека, как реализацию своего смысла жизни. Пока основной мотив действий человека будет эгоистичным, мы сможем лишь лицемерно молчать и удручённо кивать в ответ на просьбы о помощи других людей. Здесь нужно ещё рассматривать пару понимание и соглашательство, которая определяет связь между мыслью, словом и действием, ведь соглашаться с тем, что нужно действовать и понимать, то есть действовать – совсем разные вещи. Представим, что мы в компании друзей на отдыхе и нужно, чтобы кто-нибудь вымыл посуду. Так как это малоприятное на отдыхе занятие, все будут стараться переложить его на плечи кого-нибудь другого. То есть, здесь мы говорим, что все будут соглашаться, что посуду мыть надо, но никто не будет это делать, не дождавшись указания. Например, политические деятели во все времена имели возможность накапливать огромные капиталы. Они обычно соглашаются, что эти деньги должны служить людям, однако они не понимают горе тех, кто сводит счеты с жизнью, не имея возможности прокормить себя и своих детей, поэтому они и не отдают деньги людям, а продолжают их ещё больше накапливать, для того, чтобы ещё больше укрепить свою власть. Здесь мы говорим, что непонимание чужого горя – это неумение войти в его положение и состояние, а также неумение выйти из своего высокомерного, эгоистичного и равнодушного контекста.
Общие понятия
| Частные понятия
| Единичные понятия
| Сочувствие
| Боязнь
| Участие
| Понимание чужого горя
| Отклик
| Участие
| Конечно, объяснять ребёнку данные абстрактные понятия можно будет только в возрасте десяти лет. Но учить его мыслить необходимо с самого раннего возраста, когда он учится играть. Оставлять его в одиночестве среди пустых стен и неживых предметов, по крайней мере, означает лишать нормального развития. Ведь от того, куда будет направляться его сознание, зависит, какие у него будут в будущем увлечения. Родители обычно купят ребёнку множество игрушек и оставляют его с ними наедине. Здесь всё зависит от условий. Вспомните себя в детстве. Вы выходили на улицу и не знали чем заняться. Ваши действия зависели от других детей, которые предлагали Вам, например, игру в футбол. Если ребёнок выходит на улицу, и ему не предлагают футбол, а предлагает сигарету, то он будет курить. Если ему предлагают пустое хождение по улице, то он будет бессмысленно проводить время всегда. Поэтому, родителям не следует надеяться на школу. Она никогда не оправдывала доверия людей. Необходимо с малых лет устремлять сознание ребёнка на развитие в первую очередь мышления и творческих способностей. Однако, во всём нужно стремиться от простого к сложному. Если ваш сын рисует, а Вы уже не можете сдержать эмоций от восхищения его мазней, то Вы уже своим поведением указываете ему, что то, чего он добился достаточно. Что бы ни делал ребёнок, необходимо обсудить с ним его творческое произведение, увидеть в нём несовершенство и устремить его сознание сделать ещё лучше, стараясь искать совершенства не только в форме творения, но и в его содержании. Тогда Вы получите утончённого и развитого человека. И это будет называться пониманием и уважением личности человека, за которого мы несём ответственность.
Но чтобы научиться понимать других людей, своего ребёнка, необходимо вначале понять самого себя, найти настоящие мотивы своих поступков и состояний, определить соответствие своих убеждений с объективными и действительными знаниями. Понимать чужое горе – это всего лишь выражение, которое мы отделили по мотиву действия от понятия СОЧУВСТВИЕ. Человек способен видеть только своё горе, чужое не чувствует организм и не считает значительным мозг. Ведь мозг видит смысл только в нас, в нашем организме. Понимать чужое горе можно лишь сознанием. На это способны были лишь те люди, которые впоследствии становились богами. Иисус Христос, Будда, они именно ПОНИМАЛИ чужое горе, хотя в религиозных книгах трудно найти факты, доказывающие это. Поэтому ПОНИМАТЬ ЧУЖОЕ ГОРЕ и воспринимать его как своё мы научимся только тогда, когда сознание наше увидит смысл в других людях так же отчетливо, как оно видит сегодня в себе. Как должен вести себя человек, который ПОНИМАЕТ ЧУЖОЕ ГОРЕ? Здесь мы говорим, что мы не можем определить стереотип поведения, ведь речь идет о состоянии психики и сознания. Скорее всего, спокойствие и мудрость, дающие право воспринимать свою боль как чужую и чужую боль, как свою, любить своего ребёнка, как чужого и всех чужих детей, как своих, считать каждого живущего на земле человека братом. Понимать - значит с достоинством и дружелюбием проживать совместно жизнь со всеми людьми, с которыми нам выпало разделить контекст нашего времени.
|