ПОЛЬЗА ОТ МЕРТВЫХ Раз уж мы коснулись финансовых интересов, самое место упомянуть о торговле человечиной, опием и табаком, представлявших для Европы особый, ни с чем иным не сравнимый интерес. Начнем с человечины. В 1609 году в Германии, в разгар всевластия инквизиции была издана книга некоего О. Кролла. Вот цитата: «Возьмите неповрежденный чистый труп рыжеволосого мужчины 24 лет, казненного не ранее одного дня тому назад, предпочтительно через повешение, колесование или посажение на кол... Подержите его один день и одну ночь под солнцем и луной, затем разрежьте на крупные куски и посыпьте порошком мирры и алоэ, чтобы он не был слишком горьким...» В 1664 году в Лондоне издали «Полную книгу о химии» Николае Лефевра, известного фармацевта. Прежде всего, писал фармацевт, нужно отрезать мышцы от тела здорового и молодого мужчины, вымочить их в винном спирте, после чего повесить в сухом прохладном месте. Если воздух очень влажный или идет дождь, то «эти мышцы надо повесить в трубе и каждый день сушить их на несильном огне из можжевельника, с иголками и шишечками, до состояния солонины, которую моряки берут в дальние плавания». Причем, в Европе палачи прямо с эшафота продавали свежую кровь и «человеческий жир» для фармацевтических целей, и церковь, похоже, признавала такую практику законной. По крайней мере, солдаты Эрнана Кортеса отрезали человечий жир для нужд целительства на глазах у двух войсковых священников и, судя по хроникам, ни разу не услышали протеста с их стороны. Фармацевтика открыто потребляла трупы казненных преступников, умерших в богадельнях или погибших христиан, а грабители похищали трупы из могил, расчленяли их и вываривали в котлах. Маслянистая жидкость (аналог миро) сбывалась за бешеные деньги. Считалось, что человек, умерший насильственной смертью, в плане изготовления из него целебных препаратов ценнее, чем тот, кто ушел из жизни от болезни. И особенно росла целительная сила, если использовать труп пожертвовавшего собой человека! Фармацевты использовали ПРЯМЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ с христианским вероучением, точнее с отдавшим свою жизнь Иисусом. То есть, теоретически, Гроб Господний, за которым крестоносцы ходили в Египет, должен был иметь непревзойденную силу исцеления! А уж если надоить из телесных остатков Иисуса миро… здесь предания о походах в Египет и становятся хорошо мотивированными: если уж куда и ходить за Гробом Господним, так только в Египет. Более всего сырья было здесь. В 1564 году французский врач Ги Де ла Фонтен из Наварры на складе одного из торговцев в Александрии видел груды тел, предназначенных для переработки в лекарство. Джон Сандерсон, александрийский агент Турецкой торговой компании, в 1585 году получил приказ включиться в торговлю мумие – так в то время назывались продукты переработки трупов. Около 600 фунтов мумифицированной и высушенной мертвечины отправил Сандерсон в Англию. Это колоссальные деньги. В XIII веке по свидетельству лекаря Абдэль-Лятифа, мумие, выскобленное из трех человеческих черепов, продавалось за полдирхема (дирхем – серебряная монета весом 297 г). Это не строго европейская традиция, конечно. В Бирме на трупах настаивали мед, а мед, в котором хранились останки монаха, и вовсе был панацеей. Обычная симпатическая магия. То же почитание тела святого человека было и в Японии: после трех лет усушки тело разрезали и употребляли. Монах, как видим, всегда стоит больше. Стоит ли удивляться, что в Европе главным фармацевтом была церковь. Пьячентский аноним пишет, что «В самом городе Клизме мы видели в базилике более восемнадцати деревянных ковчежцев святых старцев». А надо понимать, что город Клизма (предшественник Суэца) это порт Красного моря, ведущий в две стороны: к Индиям и в Европу. То есть, ковчежцы со святыми старцами были приготовлены к вывозу. А нотариус Бурхард в 1175 году видел в Александрии в церкви святого Марка Евангелиста 70 склепов, полных костей и крови (видимо, все-таки не крови, а миро) мучеников, имена которых неизвестны. И здесь все ясно: церковь Марка Евангелиста определенно приняла на продажу очередную партию мумий, выпотрошенных из египетских склепов. Что ж, был бы спрос, а он был. В Европе проданы гекалитры крови Иисуса, мешки волос Девы Марии и многие тысячи отрезанных пальцев и ушей святых Бонифациев и Себастьянов. Даже король Франции Франциск I никогда не выезжал за ворота без кожаного кисета с порошком из мумии, а король Англии Карл II втирал его в кожу. Недаром, есть знатоки Египта, считающие, что массовое разорение саркофагов спровоцировано охотой за мумиями. Здесь, наверное, и пора сказать, что в состав для бальзамирования входили наркотические вещества. Да, нынешние эксперты с удивлением обнаружили в мумиях «следы» гашиша, но это ведь никогда и не было тайной. Фармацевты* о болеутоляющих и свойствах мумий знали всегда. Отчасти поэтому и началась эта общеевропейская охота на святые мощи, а их из Египта вывезли без числа. И не только для медицинских целей, но и для духовных. Впрочем, о духовном – чуть ниже. * Стоит подчеркнуть, что пропитанное опием «мумие» – прахристианский, видимо, из культа Дионисия идущий фармацевтический рецепт. Для аптекаря-еврея, как и для торговца-мусульманина, прикоснуться к мертвечине означало тяжко осквернить себя. Один из контрольных вопросов инквизиции: «едите ли мясо животных, которые не были зарезаны» (падаль) помогал вскрыть тайного иудея или мусульманина, имевших на это жесткие табу. Подробнее смотрите у Хуана Льоренте.
|