Вот некий дружище, рассказывает занятные вещи, основной смысл которых состоит в том, что свобода выбора или большое количество вариантов выбора совсем не всегда хорошо, а, казалось бы, что в этом плохого? Тот случай, когда свобода ограничивает. В этом и состоит парадокс.
Я хочу рассказать вам некоторые идеи из моей книги. Некоторые из них, надеюсь, вам уже знакомы, а если нет, я постараюсь вам помочь. Я начну с того, что называю официальной доктриной. Официальной доктриной всех западных индустриальных стран. Она гласит: "Чтобы улучшить благоденствие граждан, им надо дать как можно больше свободы, потому что свобода, во-первых, хороша сама по себе, важна и составляет неотъемлемую часть человеческой природы, а, во-вторых, обладая свободой, каждый из нас может действовать по собственному усмотрению и заниматься тем, что увеличивает его благосостояние. Чтобы увеличить свободу, надо расширить возможность выбора, чем больше у людей выбора, тем больше у них свободы, а чем больше у них свободы, тем выше у них благосостояние". Эта идея сидит в нас так глубоко, что никому даже не приходит в голову в ней сомневаться. Эта идея пронизывает всю нашу жизнь. Вот несколько примеров вещей, которые стали возможны благодаря прогрессу. Это мой супермаркет, небольшой супермаркет. Знаете, сколько там продаётся заправок для салатов? 175 заправок, не считая 10 сортов оливкового масла холодного отжима и 12 сортов бальзамического уксуса, из которых можно создать ещё кучу заправок в случае, если вам не подходит ни одна из 175 из уже имеющихся. И это только в одном супермаркете. Или вот, вы пришли в магазин электроники, чтобы собрать себе стереосистему. Колонки, сидиплеер, кассетник, радио и усилитель. И в одном магазине есть вот столько стереосистем. Из тех компонентов, которые здесь продаются, можно собрать 6 500 000 разных стереосистем. Сколько возможностей для выбора! Когда я был ребёнком, можно было выбирать любой телефон, но только одной фирмы - Bell. Телефоны тогда брали в аренду, а не покупали, поэтому, кстати, телефоны тогда совсем не ломались, жаль, что времена эти прошли. Сейчас у нас практически бесконечное количество телефонов, особенно сотовых. Вот сотовые телефоны будущего, мне нравится тот, что посередине - с mp3-плеером, триммером для носа и мороженицей. Если Вы его ещё не видели в магазинах, не беспокойтесь, скоро увидите. Это приводит к тому, что люди приходят в магазин и задают вопрос "У вас есть телефон, который умеет не слишком много?". И знаете ответ на этот вопрос? Ответ "Нет". Невозможно купить телефон, который не умеет делать слишком много. В других областях жизни, куда более важных, чем покупки, происходит такое же взрывное увеличение выбора. Например, в медицине. В США Вы уже не можете прийти в доктору, чтобы он просто сказал Вам, что делать. Доктор скажет Вам "У Вас есть варианты А и Б. У А такие достоинства и недостатки, а у Б вот такие, что Вы предпочитаете?" Вы спросите "Что же мне выбрать?" Доктор ответит Вам "У А такие достоинства и недостатки, а у Б вот такие, что Вы предпочитаете?". Вы спросите "А Вы, доктор, что бы сделали на моём месте?" А он ответит "Но я же не на вашем месте". Мы называем это автономией пациентов, это хорошо звучит, но на самом деле это перекладывание ответственности с того, кто хоть что-то знает, т.е. доктора, на пациента, который ничего не знает, да ещё почти наверняка болен, т.е. находится не в лучшей форме для принятия решений. Сейчас проводят огромные рекламные кампании рецептурных лекарств для людей вроде нас с вами. Если вы задумаетесь на секунду, то поймёте, что это не имеет никакого смысла, мы же не можем их даже купить. Зачем им рекламировать то, что мы не можем купить? Потому что они рассчитывает, что завтра утром мы позвоним врачу и попросим изменить рецепт. Из этого слайда можно сделать вывод, что даже сама наша идентичность становится предметом выбора. Мы не наследуем её и поэтому нам приходится изобретать себя снова и снова так часто, как мы захотим. Это значит, что каждое утро вы должны решать заново кем вы сегодня хотите быть. Что касается семьи, то были времена, когда практически все были убеждены, что надо жениться как можно раньше и тут же обзаводиться детьми. Теперь эти вопросы рашаются совершенно свободно. Я учу сейчас умнейших студентов, но я даю им на 20% меньше заданий, чем давал когда-то и не потому, что они не такие умные или недостаточно трудолюбивые, а потому что они постоянно заняты тем, что думают о женитьбе. Жениться сейчас или ещё подождать, нарожать детей или сделать карьеру, это вполне потребительские вопросы и они будут отвечать на них вне зависимости от того, помешает ли им это сделать задание вовремя и получить хорошую оценку. А куда им деваться, эти вопросы слишком важны. Работа. Как заметил Карл, сейчас мы одарены технологиями, которые позволяют нам работать каждую минуту каждого дня в любом месте на Земле, кроме, конечно, отеля, в котором живём всю эту неделю =). Здесь есть, правда, один уголок, о котором я никому не скажу, где работает WiFi. Не скажу, потому что сам хочу им воспользоваться. Из этой невероятной свободы возможностей для работы мы должны снова и снова и снова принимать решения о том, работать нам в данную минуту или нет. Мы идём на футбольный матч нашего ребёнка и у нас телефон в одном кармане, коммуникатор в другом и ещё лэптоп на коленях. И даже если всё это выключено, каждую минуту, что Вы смотрите на поле, Вы будете спрашивать себя "Должен ли я ответить на звонок? Должен ли я ответить на это письмо и набросать черновик следующего письма?" И даже если Вы ответите себе "нет", ощущения футбольного матча будут совсем другими, чем они были тогда. Куда ни посмотри, на большое или малое, мы теряем мир или образ жизни, это всё вопрос выбора. Мир, в котором мы жили раньше, выглядел вот так. Что ни говори, но они выбиты на скрижали. Что-то мы могли выбирать, но далеко не всё. А сегодня мир выглядит вот так. Вопрос в том, хорошо это или плохо. Я считаю, что хорошо. Но что в этом хорошего, мы все знаем и так, поэтому я расскажу о плохом. Богатство выбора имеет два негативных следствия для каждого из нас. Первое парадоксальным образом состоит в том, что богатство выбора, скорее, парализует нас, чем даёт свободу. Выбирая из такого обилия вариантов, люди теряют способность выбирать вообще. Я приведу вам один достаточно драматичный пример. Исследование участия в добровольных пенсионных программах, моя коллега получила доступ к статистике огромного инвестиционного фонда, обслуживающего почти миллион работников 2 000 разных предприятий. Она обнаружила, что на каждые 10 управляющих компании, предложенных .... доля принявших решение уменьшалась на 2%. Если можно выбирать из 50 управляющих компанией, то на 10% меньше работников примут решение, чем если было бы предложено только 5, почему? Потому что, имея 50 компаний на выбор, очень сложно решить, куда передать свои деньги и решение откладывается на завтра, потом опять на завтра и снова на завтра и завтра не наступает никогда. Люди не просто рискуют остаться без куска хлеба, когда они выйдут на пенсию, потому что они не накопили достаточно средств. Они ещё упускают значительные средства, которые выплачивает пенсионный фонд работодателю. Не участвуя в этих программах, они недополучают почти по 5000$ в год - сумму, которую компания вносила бы на их счёт. Вот паралич, который вызывается излишним богатством выбора. По-моему это выглядит так. И, наконец, какой соус вы предпочитаете вечности - майонез, сырный или ранчо? Хочется сделать верный выбор, когда на кону вечность, верно? Обидно проколоться с пенсионной программой или даже с заправкой для салата. Это первое следствие, о которых я говорил. Второе следствие состоит в том, что даже когда мы всё-таки совершаем выбор, несмотря на паралич воли, мы оказываемся меньше удовлетворены результатом, чем если бы у нас было меньше опций на выбор. Это происходит по нескольким причинам. Первая причина заключается в том, что когда есть так много заправок для салата, если Вы купили не самую идеальную, Вам легко представить, что Вы могли бы выбрать что-нибудь получше. Получается, что эта мнимая альтернатива заставляет Вас жалеть о принятом решении и сожаление уменьшает Вашу радость, даже если это была хорошая покупка. Чем больше вариантов, тем легче найти что-нибудь неудовлетворительное в Вашем решении. Вторая причина состоит в том, что экономисты называют упущенными возможностями. Дэн Гилберт отлично рассказывал сегодня утром о том, как мы ценим вещи по-разному в зависимости от того, с чем их сравниваем. Когда есть множество альтернатив, проще представить все чудесные свойства отвергнутых вещей и поэтому Ваш выбор нравится Вам всё меньше. Вот вам пример. Прошу прощения у тех, кто не из Нью-Йорка, но это вполне обычные вещи для Нью-Йоркского жителя. Эта пара отдыхает в Хэмптоне - дорогущий дом, великолепный пляж, прекрасный день. Они принадлежат только себе, что может быть лучше? Но чёрт возьми, этот парень думает, что сейчас август, все разъехались из Манхэттена и можно парковаться прямо у подъезда. И две недели он будет есть себя поедом, что он упускает возможность так здорово запарковаться. Упущенные возможности не дают нам чувствовать удовлетворение, даже когда мы выбрали что-то действительно замечательное. И чем больше существует альтернатив, тем краше они нам кажутся, поскольку выливаются в сожаления об упущенных возможностях. Этот комикс наводит на много мыслей. Это о том, что надо жить настоящим моментом и о том, что, возможно, не надо никуда торопиться. Но главное в том, что когда ты выбираешь что-то, ты автоматически чего-то не выбираешь и оно так же может быть неплохим, а сделанный выбор покажется уже не таким привлекательным. Третья причина - это завышенные ожидания. Эта мысль пришла мне в голову, когда я покупал себе новые джинсы. Я всё время хожу в джинсах ещё с тех пор, как существовала только одна модель джинсов, они отвратительно сидели, были жутко неудобными, но после нескольких стирок разнашивались и становились вроде ничего. И вот, я пошёл купить себе новые джинсы после долгих лет, что я ходил в старых. Я сказал, что мне нужны джинсы вот такого размера, а продавец спросил "Вы хотите узкие джинсы или широкие, на пуговице или на молнии, новые на вид или ..., может, Вам нужен разрез под ботинки, клёш?" и так до бесконечности.
вот первыве 13 минут в тексте, дальше не дописал, устал, проснусь - допишу.
|