Бесполезный сайт - открытое интернет-сообщество. Прочитайте статью о Бесполезном и присоединяйтесь к нам не только из-за того, что хотите спастись, но и из-за того, что почему бы и нет, риАльне. | Статьи Картинки Форум |
Платон | |
Здравствуйте уважаемые бесполезные товарищи. Учитывая что ваш (наш) блог коллективный, хочу внести и свою лепту в наполнение сайта не ерундой. В общем... Городок у нас небольшой и наполнение библиотеки книгами, соответственное. Поэтому, кроме очередной хуйни Президента-Мудака или «величайшего поэта всех времён и народов» Шевченко и ему подобных, там искать нечего. Часто можно найти какую-нибудь интересную книгу в другой библиотеке — это чердак дома, в котором проживаешь (ну или чердак дома, в котором проживает знакомый, друг или сотрудник). По причине сезонности своей работы (в осенний период сахароварения работаю сменным инженером ТЕЦ на сахарном заводе) зимой и весной в охране (этого же завода) приходится читать всё в подряд, что не очень радует, и иногда с чердачных библиотек. Так, совершенно случайно, попала в руки книга о Платоне (Виндельбанд Вильгельм, ПЛАТОН. — К.: Зовнішторгвидав України. 1993 — 176 с., ISΒΝ 5-85025-053-0). Эта книга повествует о жизненном и творческом пути Платона. Там подробно излагаются философские идеи Платона, анализируются его основные сочинения, в которых раскрывалось отношение человека к обществу, политическим и социальным проблемам. Книга небольшая, состоит из восьми глав, написана многосложными предложениями, дочитав до конца которое уже не помнишь, что было в его начале. Это и не удивительно, так как сам Вильгельм Виндельбанд на то время являлся профессором Страссбургского университета, а как пишут профессора, думаю, знают все те, кто был однажды студентом. Для вас, уважаемые товарищи, я хотел бы привести некоторые цитаты из шестой главы «Социальный политик», ну очень она задела меня за живое, думаю заденет и вас: «Первым и самым осязательным моментом является сознание, что роль демократии окончательно сыграна. Расцвет ее, как будто начинавшийся в Афинах, был непродолжителен и обманчив: блестящее здание аттической державы скоро рухнуло. Причиной этого падения было обусловленное демократическим строем отсутствие постоянного и опытного правительства. Когда каждый призван и считает себя призванным принимать непосредственное участие в самых важных постановлениях общественной жизни, когда решение высшей и самой трудной из всех задач, управление государством, предоставляется не специально подготовленным людям, но всякому, кто возвысился благодаря расположению толпы или благодаря собственной пронырливости, — тогда государственный корабль, лишенный опытного кормчего, неизбежно должен метаться то в одну, то в другую сторону. В то же время при этом строе, где все зависит от решения толпы, народ попадает под влияние искусной лести ораторов и софистов. Эти-то люди, заботящиеся не об истине, но о влиянии, не о добре, но об удовольствии, — они в конце концов держат управление в своих руках и ведут государство к краю гибели. … Ораторское искусство неспособно в течение продолжительного времени управлять государством к его благу, и совершенно неправилен тот строй, который отдает власть в руки этого искусства. К тому же демократия приучает гражданина интересоваться разными вещами, которые его нисколько не касаются; он начинает во все вмешиваться и считает, что обо всем может иметь собственное суждение. Между тем это отвлекает его от настоящего дела; маленький человек болтает на площади и забывает о своей работе; его семейная обстановка неизбежно должна страдать от этого, его жизнь становится рассеянной и беспорядочной, его представления и интересы перепутываются. Он разучается выполнять свое назначение, и, прикрываясь именем свободы, каждый живет, как вздумает, подчиняясь всякой своей вспышке фантазии. Но плодом аттической державы было и еще одно явление, именно — господство торговли и промышленности. Простые жизненные условия старого времени вытеснены роскошью и ненасытной жаждой наживы. Но к чему, спрашивает философ, служат все гавани и корабли, если в этой лихорадочной суете с каждым днем все резче становится злополучный контраст между богатством, с его роскошью и спесью, и горькой, мрачной бедностью? Вот в чем заключается истинная болезнь государства; это — нарост, заражающий и разлагающий весь народный организм и государственный строй, который благоприятствует развитию этого нароста, который не кладет пределов наживе и не препятствует богатым обирать бедных, — такой строй не может задержать наступившую уже гибель. … По идеальным воззрениям Платона, наоборот, именно маленькое государство являлось благодарной почвой для выполнения того основного условия, без которого он считал невозможным существование долговечной общины, обладающей внутренней крепостью и силой сопротивления внешним врагам. Это условие —полная общность интересов и желаний. Там только есть истинно общая жизнь, где все желают одного и того же, где одно и то же всеми утверждается и всеми отрицается. Такая общность желании является самой существенной чертой здорового государственного организма, и болезнь демократии заключается в том, что она предоставляет каждому человеку полную свободу желаний; именно потому ей приходится руководствоваться такими решениями, которые вытекают из борьбы страстей и, следовательно, нисколько не имеют ценности истинно общих желаний. ... каждый человек желает и делает только то, что считает хорошим; следовательно, правильное хотение и правильные поступки вытекают из знания истинного блага, дурные же поступки и желания — из неведения и ложного мнения относительно добра. Платон выражал эту мысль в ясной формулировке: «никто не поступает несправедливо по своей воле». Поэтому общность желаний, в которой единственно и может заключаться благо государства, достижима только посредством общности убеждений; и такими убеждениями не могут, разумеется, служить какие-нибудь произвольно избранные мнения, напротив, в них должно заключаться истинное познание высшего блага, они должны быть не чем иным, как наукой или философией. Поэтому, страдания людей не прекратятся до тех пор, пока государи не станут философами, или философы —государями. Строй общественной жизни должен определяться не волей и мнениями отдельных людей или даже всего народа, но только известным учением, научным познанием. Когда научные взгляды станут преобладающей чертой во всех гражданах, тогда окажется ненужным и то усердное придумывание законов, в котором теперь состязаются государства: из указанного учения будет вытекать соответствующий образ мыслей, благодаря которому все будут желать одного и того же — высшего блага, как о нем учит философия. Этот образ мыслей есть добродетель, и назначение правильного государственного строя заключается лишь в том, чтобы сделать граждан добродетельными. Но истинно добродетельным человек становится только благодаря знанию, и отсюда уже делается понятным требование Платона относительно господства науки в государстве. Попытаемся основать государство! Допустим, что первоначально сошлось полдюжины людей, из которых каждый знает какое-нибудь ремесло, необходимое для того, чтобы обзавестись жилищем, одеждой и пищей... Они будут взаимно поддерживать друг друга путем разделения труда; каждый будет делать то, чему он обучен, и взамен будет получать произведения других, поскольку они ему необходимы. Вскоре окажется, что нужны еще люди, которые выполняли бы дополнительную и подготовительную работу, или служили бы посредниками между остальными; в конце концов нельзя будет обойтись без купца, менялы и поденщика. Чем больше становится количество людей, тем больше к необходимым потребностям присоединяются излишние потребности роскоши; рядом с ремеслом возникает искусство. Но народу надо кормиться; земли уже не хватает, и «государство» должно увеличиться, —оно должно завладеть чужой землей, т.е. вести войну. Всякая война есть результат такого увеличения потребностей за пределы естественно необходимого. Но ведение войны —также ремесло или искусство, и для него, на основании принципа разделения труда, нужна специальная подготовка; оно должно сделаться особым занятием какого-нибудь класса граждан. ... Платон требует особой военной профессии и особого военного сословия; но последнее, по его мысли, должно состоять из лучших граждан, которые не имеют никаких иных обязанностей, как только охранять город-государство от всякой опасности, грозящей его целости. Избранные должны поэтому быть вооружены и приучены к борьбе не только против внешних врагов; они должны охранять родину также и от внутренних раздоров, должны поддерживать в ней порядок и повиновение законам, и потому им следует называться стражами. Это сословие государство должно воспитать из своей среды; тот, кому предстоит войти в него, должен в высшей мере обладать телесными и душевными достоинствами. Со всеми качествами искусного воина он должен соединять понимание целей государства, понимание внутренних отношений общественной жизни; он должен быть храбр и научно образован. С этой целью Платон строит свою систему гимнастического и музического образования, которое должны получать члены «стражи». И в той, и в другой области должна господствовать строгая дисциплина; воздержанная жизнь, тяжелые упражнения и постоянные занятия должны укрепить тело, сделать его послушным и предохранить от излишеств; из пестрого мира мифов и сказок, из религиозных предании юную душу следует, после тщательного разбора, знакомить только с тем, что может укрепить ее нравственные верования и желания; из музыки и пения должны быть изгнаны все новшества, которыми искусство щекочет чувственность и вызывает размягчающую сентиментальность; как воспитательное средство допускается одно только серьезное хоровое пение, возбуждающее патриотические и религиозные чувства. Однако для такого воспитания необходимы особые руководители. Для того, чтобы все сословие «стражей» возвышалось над всеми прочими сословиями, занимающимися ручным трудом, и являлось истинным носителем государственного самосознания и государственной власти, оно должно, в свою очередь, разделяться на воспитываемых и воспитывающих, на исполняющих и постановляющих. В обоих случаях на одной стороне окажется молодежь, на другой — старики. Таким образом, сословие стражей должно состоять из юношей, еще получающих воспитание, которые по приказанию старших выступают против врага и поддерживают порядок внутри страны, и из зрелых старцев, достигших высшего познания и сообразно с ним управляющих государством. Так отличает Платон правителей от помощников или чиновников, и первыми могут, разумеется, быть исключительно люди науки, философы. ... Это изложение показывает нам, как государство естественным образом разделяется на три сословия, дающие пропитание, защиту и обучение. Первое обнимает огромную массу тех людей, которые с помощью своего искусства и уменья производят и обрабатывают все материальные ценности, составляющие внешнюю основу совместной жизни: это — земледельцы и ремесленники, к которым следует присоединить также и торговцев; второе сословие образуют состоящие на действительной службе воины и чиновники, которые умеют, благодаря полученному ими воспитанию, защищать государство против внешних и внутренних врагов, поддерживать повиновение его законам, охранять его достоинство как внутри; так и в глазах других народов; третье сословие составляют «философы», люди науки, которые в силу своего познания истинного блага устанавливают законы, воспитывают «помощников» и управляют всем государством. Рассматриваемое таким образом государство является «человеком в больших размерах». Его три сословия соответствуют трем видам активности или трем частям души — «разумности», «пылкости» и «жадности», где «пылкость» более благородный конь, который, следуя за господином («разумностью»), стремится кверху, а неблагородный, «жадность», упрямо тянет вниз. Сословие, доставляющее пропитание и занимающееся различными профессиями с целью наживы, соответствует «жадности»; сословие, дающее защиту и несущее, главным образом, военные обязанности, —«пылкости»; обучающее сословие, со своими научными занятиями, соответствует «разуму». … Таким образом, принцип, который выразился в понятии разделения труда: правильность жизни, в государстве, как и в отдельном человеке, заключается в том, чтобы каждая из трех частей делала «свое дело», чтобы она в точности выполняла ту задачу, к которой она призвана в общей связи целого, — не больше и не меньше. Телеологическое миросозерцание приводит к той мысли, что все на свете имеет определенное назначение, и что все хорошо и совершенно лишь постольку, поскольку оно выполняет свое назначение. Так, обучающему сословию философов надлежит господствовать в государстве и заниматься науками; обязанность защищающего сословия заключается в добросовестном соблюдении законов и храброй обороне отечества, наконец, сословие, доставляющее пропитание, должно безусловно повиноваться, подчиняться воле правителей и заботиться о необходимых для общежития материальных средствах. В согласовании, в «гармонии» этих трех частей, в этом строе, обусловленном их сущностью, заключается совершенство государства, и такое совершенство Платон обозначает словом справедливость. Совершенство отдельного человека, которое Платон называет этим же именем, заключается в аналогичном отношении трех частей души между собой: разум господствует, «пылкость» служит ему верным и деятельным помощником, а «жадность» охотно ему подчиняется. Для достижения этого совершенства необходимо чтобы разум развился до степени истинного познания или мудрости, чтобы «пылкость» перешла в непоколебимую верность долгу, в храбрость, а «жадность» — в умеренность или самообладание. Этим Платон дает систематическую основу для ... главных видов «добродетели», причем рядом с названными четырьмя иногда указывается еще благочестие, иногда же благоразумие. Это построение четырех «кардинальных добродетелей» играло гораздо более важную роль в доктринах последующего времени, нежели у самого Платона. Гораздо интереснее и богаче по мысли те рассуждения, посредством которых Платон, найдя идеал справедливости для государства, как и для отдельного человека, в господстве разума, старается на основании тех же предпосылок, определить и несправедливые, ложные формы государственного устройства и соответствующие этим формам типы личных характеров. Как первые, так и вторые должны, естественно, быть следствием того, что вместо разума или рядом с ним господствующими становятся обе другие части или силы. По мнению Платона, этот процесс совершается таким образом: из идеального состояния «справедливости» путем постепенного ухудшения возникают «ложные» виды государственного строя и «ложные» характеры. ... Пользуясь богатым опытом, исходя из тщательных наблюдений над действительной человеческой жизнью, он с помощью тонкого анализа строит переходы от одной формы к другой. С типической историей государственного устройства переплетаются типические истории семейств. ... Во время политического и социального упадка наряду с мудростью начинает постепенно господствовать в общественной жизни и в личных стремлениях людей погоня за обоими другими благами — почестями и богатством. Честолюбие и жажда власти, алчность и чувственные пороки вкрадываются понемногу, до тех пор, пока из разнузданных страстей не прорвется наружу безбожный эгоизм. Так ведет этот путь от идеального строя, обозначаемого именем аристократии, к тимократии, отсюда к олигархии, затем к демократии и, наконец, к тирании; и этим ложным формам государственного устройства соответствуют и типы человеческих характеров. Особенно захватывающим интересом и глубокой истинностью отличается описание неизбежного перехода от демократии к тирании, от обманчивой свободы к самому тяжкому виду рабства; а из портретов отдельных людей одно из самых сильных впечатлений производит изображение тирана, который, распространяя вокруг себя трепет и бедствия, сам в своей преступной душе сильнее всех терзается страхом и чувствует себя глубоко несчастным. При этом, согласно психологической теории Платона, в последних трех видах государства, в олигархическом, демократическом и тираническом, а также в соответствующих им типах людей преобладает «жадность», и различаются они тремя родами похоти: нуждой, роскошью и преступлением. Общими требованиями определяются в идеальном государстве также и все частности его устройства. Даже государство, построенное на интересах личности, может выполнять свои задачи только в том случае, если в нем господствует разум и существует правильное разделение на три сословия: дно долговечно, лишь будучи военным государством, а последнее возможно только как государство философов. Поэтому Платон не останавливается подробно на третьем сословии. Это сословие выполняет свое назначение, если повинуется и доставляет средства к жизни для обоих других; оно в лучшем случае достигает, следовательно, «обыденной добродетели», которая из соображений выгоды подчиняется существующим постановлениям, не отдавая себе в этом отчета. Крестьяне, ремесленники и торговцы в глазах Платона являются гражданами низшего разряда, для государственной цели они служат только средством и играют почти ту же роль, какая в древности обыкновенно принадлежала рабам, —роль рабочей массы. Самое рабство Платон считал не только необходимым, но он полагал даже, что оно оправдывается естественными различиями между людьми. Однако он требовал мягкого обращения с прислугой, обращения, которое было бы разумной серединой между жестокостью и фамильярностью, и он настаивал, чтобы греки никогда не делали греков своими рабами. Поэтому он не дает никаких указаний относительно жизни и деятельности, относительно правового положения этой массы.» с чем нас и поздравляю, товарищи рабы... ... ибо мировая псевдодемократия скрывает именно этот замысел. |
|
Читать | 26.05.2012 |
просмотров: 1823 | оценка: -
+ | интерес: 5% |
| ||||
| F |
| Короче, как дал Фликр терабайт, так и отнял. Оставил там 100 лучших фоток, остальное сказал забирайте и убирайтесь отсюда |
| речь не про тот винт |
| видать, Старухин обалдел и удалил видео, урод https://www.youtube.com/watch?v=Mhjevv2bzvI |
| сейчас 9 973 198 посетителя от начала работы сайта и я его уношу сегодня. |
| ой, я в 2011 ещё не знал, что ты уже можешь и не стать пенсионером в виду активной законотворческой деятельности привластных жуликов. |
|
| дожить бы |
| Ахахаха, счас этот сайт внесут на УкрКомНадзор, время пошло.. |
| Нужна новая казнь, где будут жестоко и публично казнены все жители, кроме короля)))))))))))))))))) ))))))))))))))))) (Как в конце игры Мор Утопия 1) (осторожно, постспойлер) |
| Новый монолог Фримана выйдет в июле! :alien: |
| F |
| моя актуальная лексика говорит, что да. |
Флешки [78] |
Картинки [254] |
Читать [181] |
Учиться [60] |
Смотреть [365] |
Слушать [81] |
Я сделал [97] |
Другое [57] |
Памятки [29] |
Работаем вместе [16] |
Размышления [45] |
Работа сайта [61] |
mr.Freeman [97] |